В данной статье я расскажу вам, что такое правильный просмотр фотографий: как смотреть и на чём смотреть. А также расскажу о терминологии, что бы проще было понимать, что есть что в мире фотографии =)
Но для начала 2-е небольшие аксиомы которые затем будут рассмотрены в этой статьи. Если вы хотите увидеть настоящий цвет фотографий который изначально задумывал фотограф/дизайнер/художник:

1) Просматривать фотографии в электронном виде следует только на IPS мониторах / LED телевизорах (при этом они должны быть откалиброваны)
2) Натуральный цвет распечатанной фотографии будет только при дневном (уличном) свете. В помещении фотография будет уходить в жёлтый цвет (если обычные лампы) и в синий цвет (если энергосберегающие лампы).

Цветокоррекцией занимаюсь уже давно и за это время успел досконально разобраться во всех аспектах восприятия цвета человеческим глазом.

Начнём с того, что мужчины и женщины немного по-разному видят цвета. Женщины более чувствительны к восприятию различных цветовых оттенков, нежели мужчины. В этом я убедился, занимаясь дизайном сайтов и логотипов для компаний. Когда ещё только начинал работать, я не видел особой разницы между оттенками цветов. Думаю, эта картинка очень хорошо подходит к данной теме:

Также не понимал, зачем художникам столько "одинаковых" оттенков в палитре. Однако чем дольше я работал с цветом, тем больше прояснялась картина, насколько отличны цветовые оттенки друг от друга. Самое главное, что умение видеть больше оттенков развивается точно также как и слух и голос.

Итак, с особенностями человеческого восприятия цвета мы разобрались, а что если монитор плазменная панель планшет и даже глянцевая бумага, на которых мы смотрим фотографии, показывают нам не те цветовые оттенки, которые были задуманы изначально? В первую очередь это разочарование для создателя, который цветом пытался показать настроение.
В 2011-ом году я выступал на конференции посвященной свадебной фотографи. Темой выступления стала - творческая обработка фотографий. Был тщательно подготовлен материал, распечатаны фотографии. Началось мое выступление, включились проекторы и... цвета которые показывал проектор так сильно отличались от оригинала, что всю суть моей темы на конференции пришлось объяснять по раздаточным материалам. Из-за неоткалиброванного проектора было невозможно объяснять людям, почему я применил именно тот или иной цвет, т.к. цвета и оттенки были сильно искажены..


С тех пор, на любом моём выступлении - главное условие это откалиброванный монитор/проектор

Но как же понять, какой цвет должен быть в действительности? Во-первых, необходимо, чтобы просмотр материала проводился на откалиброванном мониторе. Помимо этого нужно ещё понимать, если фотограф обрабатывал фотографию на дизайнерском мониторе с IPS матрицей, то цветовой спектр изначально намного богаче (большее количество цветов), чем у тех же стандартных TFT / LED мониторов. На что это влияет? Цвета находящиеся рядом друг с другом, будут сливаться, и выглядят не как несколько оттенков одного цвета, а как один цвет. Представьте, по той же картинке, что у вас все эти 3-и цвета из 4-х могут быть абсолютно одинаковыми, хотя на более менее откалиброванном мониторе это абсолютно разные 4-е оттенка жёлтого цвета.


Зрительно, возможно, это не так заметно, однако при детальном рассмотрении вся фотография будет выглядеть с таким диапазоном куда менее глубокой и с менее прорисованными деталями.

Как проверить свой монитор в домашних условиях?

Есть 3-и теста:

1 . Проверка на отображение чёрного цвета в фотографии и теней
http://www.lagom.nl/lcd-test/black.php
(Если Вы видите все квадраты с 1 по 255 квадрат - у вас идеально откалиброван монитор по чёрному цвету и вы видите все переходы теней на фотографии. Допускается также с 3 по 255 квадрат. Если видите, начиная с 4, 5-ого квадрата, значит монитор по этому параметру не откалиброван.)

2. Проверка на отображение белого цвета в фотографии и засветов.
http://www.lagom.nl/lcd-test/white.php
(Если Вы видите все квадраты с 200 по 254-ый, то у вас идеально откалиброван монитор по белому цвету. Допускается также с 200 по 253 квадрат. Если видите только до 250-252, то монитор по этому параметру не откалиброван.)

Проверка на смещение цветового градиента и путаницу с цветовыми оттенками -

(Перед вами с левой и с правой стороны вертикальные прямоугольники. Если с левой стороны у вас он разделяется на 2-е линии, а с правой стороны на 3-и с разным цветом - означает, что монитор НЕ откалиброван по цвету. Например, синий для вас будет, возможно, сиреневым, а оранжевый превратится в коричневый. Всё зависит от того на сколько чётко разделяются эти линии по цвету между собой. Чем меньше различие, тем лучше. В идеале на откалиброванном мониторе слева виден только серый цвет без разделения на 2-е линии. И справа только серый цвет без разделения на 3-и линии.)

Вот что должно получиться в идеале:


Однако если у вас получился результат с цветными полосками, то в этом случае у вас не откалиброван монитор и цвета он показывает не верно:


В большинстве случаев результат неутешительный.

Возможно, вы подумаете, что всему виной ваш монитор, однако не стоит спешить. В любом компьютере картинку на монитор передаёт видеокарта. И всё дело в ней. Монитор лишь показывает изображение которое идёт с видеокарты. Если вы придёте в компьютерный магазин и возьмете 2-а абсолютно одинаковых ноутбука то с вероятностью в 90% дисплеи будут показывать разные цвета. Скорей всего, вы слышали такую фразу, что лучше всего просматривать фотографии на продукции компании Apple (iMac, Ipad и т.д.). Это действительно так, и причиной этому лишь тот факт, что в отличие от ноутбуков и PC компьютеров, которые собираются из разных деталей, видеокарт и мониторов, компьютеры компании Apple - это сразу моноблок, который уже соединил в себе монитор и видеокарту. Логично, что откалибровать такой моноблок можно ещё при сборке, чего не скажешь о РС компьютерах. Ведь сотрудники магазина не знают, какой монитор вы купите и с какой видеокартой совместите.

Покупать продукцию Apple, чтобы "правильно" просматривать фотографии - не единственный выход. Существуют специальные калибраторы: отдельно для мониторов и для принтеров. Я пользуюсь фирмой DataColor. Есть калибратор как на монитор (в моём случае это Spyder 3 Elite), так и калибратор принтера Spyder 3 Print SR.




Процесс калибровки монитора весьма прост. Вам нужно будет поместить на дисплей датчик, он в свою очередь прогонит все цвета и сделает корректировку по цветовым оттенкам. Данная информация (цветовой профиль) записывается в видеокарту. Калибровка монитора занимает в среднем 10-15 минут. Калибровка принтера, за счёт печати специальных мишеней на определенном типе бумаги, займёт в среднем до 2-х часов. Калибровать монитор нужно только в режиме sRGB! Если ваш монитор не поддерживает этот режим, проконсультируйтесь насчёт калибровки с фирмой производителя вашего монитора. Т.к. калибровка в других режимах хоть и улучшит ситуацию на момент - 1-ого и 2-ого теста, который мы с вами прошли, однако 3-ий тест может быть завален из-за того, что монитор может не поддерживать такой диапазон цветового охвата который нам нужен.

Пример как выглядит картинка на всех дисплеях у меня и у моих цветокорректоров:

Если нет возможности воспользоваться калибратором?

В этом случае посоветую посмотреть данное видео - и воспользоваться программой Atrise Lutcurve, которую можно найти в любом поисковике.

Нужно только чётко понимать, смысл калибровки с помощью Atrise - не установка абсолютных правильных значений цветов, как с помощью калибратора, а устранение ухода от нейтрали в оттенки. Ведь когда мы настраиваем гитару по первой струне на слух без камертона, она у нас не точна. Но настроив остальные струны по первой струне гитара начнёт звучать правильно, не фальшивить.

1) Никогда не смотрите фотографии на телевизоре-плазме. На плазме в десятки раз меньше количества цветовых оттенков нежели в мониторах, за счёт чего фотография, просмотренная на ТВ будет с огромным контрастом и жуткими перепадами по цвету. Если и смотреть, то только на LED/OLED телевизорах или с IPS матрицей.
2) Выбирайте только качественные центры печати фотографий. Например я, при отдаче свадеб, отдаю молодоженам ещё распечатанные цветовые мишени на откалиброванном принтере. Тем самым можно сравнить полученную мишень с той которая на мониторе, а также использовать её в будущем для тестовой печати в фотолаборатории. Снимки можно сравнивать только при естественном освещении - желательно утром или днём, но не ночью, т.к. не должно быть никакого доп.источника освещения.

Тестовая мишень (нажмите что бы увеличить на полный экран, а также распечатать в будущем.):

В мае 2015-ого года, с коллегами устроили проверку разных фото салонов - всего было 3-и салона в Зеленограде и 12 в Москве и МО.
Из 15-и "профессиональных" фото салонов - только 2-а показали себя с лучшей стороны. Проверка была по 3м критериям на 5-и разных фотографий:
- Качество бумаги (её плотность)
- Качество чернил и откалиброванность оборудования (калибровка принтера относительно откалиброванного монитора)
- Квалификация рабочего персонала на знание того, чего они делают.

Если с 1-ым у 11-и фото салонов из 15-и было всё хорошо, то по 2-ому и 3-ему пункту - жуткие промахи..
Только у 4х фото салонов - были откалиброванное оборудование! У всех остальных - Ч/Б фотографии у кого-то уходили в розовый оттенок, у кого-то зеленили. Про цветные фотографии вообще говорить печально - голубые цветы превращались у кого-то в сиреневые у кого-то в зеленоватые. У кого-то платье становилось пересвеченным, а у кого-то пиджак жениха сливался в единый цвет и не имел теней. По яркости и контрасту также у многих большие пробелы.
Что касается квалификации персонала - некоторые "специалисты" не могли ответить на вопрос - какая плотность бумаги. Кто-то резал фотографии - самым дешевым резаком для документов после которого оставались следы белой кромки.

По результатам, как оказалось, в Зеленограде печатать вообще ничего нельзя. А вот в Москве мы выделили 2-а лучших центра:
ФотоЛаб , ФотоПро
Я не знаком ни с одним из владельцев данных студий и данные тесты были независимые. Какое качество будет через полгода-год - не известно, надеюсь останется хорошим. Но по крайней мере данные тесты показали, что только ~ 1 из 10-и фото центров действительно работают как профессиональные фото лаборатории.

Пример одной из проверки. Обе фотографии были отсканированы. Слева печать в фотолаборатории с откалиброванным оборудованием, справа печать в фотолаборатории которые не позаботились о качестве печати и калибровке оборудования.

3) Цвет и яркость напечатанной фотографии строго зависит от условий в которых просматривается данная фотография. Натуральный цвет будет только в случае, если эту фотографию посмотреть на улице с естественным освещением. Если посмотреть ту же фотографию в квартире - то её цвет зависит от цветовой температуры ламп. Если лампы ~ 2700 кельвинов - фотография будет уходить в более жёлто-красный оттенок. Если лампы ~ 6400 кельвинов и более - фотография будет уходить в более синий и холодный оттенок.


4) Каждый просмоторщик фотографий - ACDsee, Picasa и т.д. имеют свои встроенные цветовые профили. Тем самым они могут по разному отображать цвета одной и той же фотографии. Тоже самое иногда касается и некоторых браузеров. Поэтому будьте внимательны.

Но даже при всём при этом, не забывайте что у каждого человека свои предпочтения по цвету, и что для вас может показаться идеальным цветом, для другого - это будет не так, и наоборот =) Именно поэтому до сих пор не существует единого правила/шаблона по цвету к которому нужно стремиться в картинах, фотографии, кинематографе и т.д. т.к. все люди разные и у каждого своё видение =)

На все времена

Цветопередача не праздный вопрос для фотографа:) Поэтому люди, которые занимаются обработкой фотографий стараются работать на хороших мониторах, о крайней мере на колиброванных мониторах. В этой заметке не будет ни слова о том как откалибровать монитор — статей на эту тему и так немало в сети. Здесь простое упражнение для оценки качества цветопередачи монитора . Экспресс тест, так сказать.

Выше квадратная картинка — это все что понадобиться для нашего экспресс тесте цветопередачи монитора . Итак, открываем картинку в отдельном окне браузера в натуральный размер, или скачиваем и просматриваем в масштабе 100%.

Что видим? Если красную зеленую и синую полоски — увы:(все нехорошо — цветопередача искажена.

Что должно видеть на идеальном (откадиброванном) мониторе — равномерный серый градиент — т.е. цветных оттенков быть недолжно, ну или их должно быть минимальное количество. Вот мой монитор в офисе DELL как ни крути не калибруй показывает цветные полоски:(, а монитор Apple Cinema 30″ — практически идеальный серый градиент (после калибровки конечно). Всем спасибо за внимание.

«Кто нам мешает, тот нам поможет»
к/ф «Кавказская пленница»

Телевизор в качестве монитора?

В последние годы все более популярным становится использование телевизора в качестве домашнего компьютерного монитора.
И действительно - если еще несколько лет назад типичным для компьютерных мониторов Full HD разрешением (1920x1080) могли похвастаться лишь телевизоры с диагональю 40" и более, слишком большие для настольного монитора, то сейчас нетрудно найти телевизор с Full HD разрешением и с вполне «мониторной» диагональю 32" и меньше. Соответственно и размер пикселя при этом получается близким к «типовому» для настольных мониторов 0,28 мм ± 10% (ну, может быть чуть больше). А если кому-то такой пиксель покажется великоват, то с появлением доступных по цене бытовых телевизоров с разрешением 4k Ultra HD (3840x2160) размер пикселя вполне может конкурировать и с Retina .
К тому же широко распространенные в бытовых телевизорах IPS матрицы по компьютерным меркам считаются весьма «продвинутыми», и ими обычно оснащаются весьма дорогие «профессиональные» мониторы.
Казалось бы вот оно, идеальное решение для экономного домашнего пользователя - купить на грош пятаков небольшой (по телевизионным меркам) относительно недорогой 26"-37" бытовой телевизор с Full HD или Ultra HD разрешением, и в результате получить «компьютерный монитор» с большим (по компьютерным меркам) «профессиональным» IPS дисплеем , который к тому же без дополнительных вложений может быть использован и по прямому «телевизионному» назначению (что для дома тоже немаловажно!).
Однако иной раз результатом такого приобретения становится полное разочарование: компьютерная картинка на экране телевизора оказывается намного хуже, чем на простеньком старом мониторе, вместо которого этот телевизор собственно и приобретался.
Причин этого может быть множество, начиная от несоответствия разрешения соединяющего компьютер с телевизором видеоинтерфейса разрешению телевизионной матрицы, способности телевизора выводить картинку «пиксель-в-пиксель», настроек видеокарты (в частности, Overscan), настроек самого телевизора (например, резкости), проблем с кабелем, и так далее.
В данной статье мы рассмотрим только одну из возможных причин, а именно способность видеоинтерфейса, которым подключен телевизор или монитор к компьютеру, передать полное цветовое разрешение 4:4:4 .

Для начала собственно тест:

Если на экране Вам отчетливо видна появляющаяся надпись 4:4:4 , и лишь слегка угадывается 4:2:2 , то значит видеоинтерфейс компьютер-монитор передает полное цветовое разрешение, и на этом собственно можно закончить тест и чтение статьи.
Тем же, кому интересно, как действует этот тест, а также тем, кто видит 4:2:2 и не видит 4:4:4 (или видит примерно одинаково и 4:4:4 , и 4:2:2 ), и при этом хочет попробовать исправить ситуацию добро пожаловать под кат

  • ВАЖНО:
  • Интересно, что подобные проблемы могут наблюдаться не только у тех, кто пытается приспособить недорогой телевизор в качестве компьютерного монитора, но и у обладателей хороших, действительно профессиональных дорогих компьютерных мониторов, в т.ч. Ultra HD разрешения. Хотя в этом случае проблема конечно не в самом мониторе, а в видеокарте или ее драйверах .

Немного теории

Введем понятие Chroma subsampling (Цветовая субдискретизация) - технология кодирования изображений со снижением цветового разрешения, при которой частота выборки цветоразностных сигналов может быть меньше частоты выборки яркостного сигнала.
Технология опирается на особенность человеческого зрения, выраженную большей чувствительностью к перепадам яркости, чем цвета, и позволяет существенно снизить скорость цифрового потока видеоданных за счет определенного снижения цветового разрешения.
В данном случае нам важны Форматы субдискретизации 4:4:4 (т.е. без субдискретизации) и 4:2:2, используемые в рассматриваемых в рамках данной статьи цифровых компьютерных видеоинтерфейсах. Причем в силу некоторых особенностей если DVI всегда передает 4:4:4, то HDMI и DisplayPort способны передавать как 4:4:4, так и 4:2:2 . При передаче видео это дает дополнительную гибкость настроек, и может расцениваться как преимущество, ну а при отображении статической «компьютерной» картинки при этом будут видны искажения, а это уже явный недостаток. Так что несмотря на общую схожесть цифровых видеоинтерфейсов DVI , HDMI и DisplayPort данная проблема может проявляться только на HDMI и DisplayPort и никогда не возникает на DVI .
Более подробно останавливаться на этом мы не будем, рассмотрим лишь картинку, показывающую, что происходит при отображении однопиксельной «шахматки» с различными сочетаниями цветов (в частном случае черно-белой) при разных видах субдискретизации:


Хорошо видно, что при всех видах субдискретизации кроме 4:4:4 цвета пикселей шахматки (кроме черно-белой) оказываются сильно искажены. На реальной компьютерной картинке это в частности приведет к возникновению утомляющих глаза ореолов вокруг букв и других контрастных элементов на цветном фоне, неустранимых настройками.
Ну а в худшем к тому же еще и теряется цветовое разрешение.
Именно это свойство мы и используем в нашем тесте.
«Кто нам мешает, тот нам поможет» (если и не решить проблему, то хотя бы выявить ее).
Итак,

От теории к практике

Фон тестовой картинки представляет собой сине-красную однопиксельную «шахматку» - одна точка синяя (0,0,255), соседняя точка красная (255,0,0) ну и так далее.
Поскольку человеческий глаз с достаточно большого расстояния не в состоянии их различить, он видит некий «суммарный» фиолетовый фон (смесь красного и синего).
Надпись 4:2:2 сделана из таких же красных (255,0,0) и синих (0,0,255) полосок шириной в один пиксель, и точно также «суммируется» глазом (ну, может быть кроме верхнего и нижнего края цифр, где могут проступать небольшие красные или синие артефакты).

Надпись 4:4:4 сделана чистым фиолетовым тоном «половинного» уровня (128,0,128).

Поскольку гамма-кривая на правильно настроенном мониторе намного больше единицы, то «половинный» уровень оказывается заметно темнее «просуммированного» глазом фона «шахматного» красно-синего фона, и на мониторе с правильно настроенной гаммой при цветовом разрешении видеоинтерфейса 4:4:4 будет видна более темная надпись 4:4:4
А вот если режим видеоинтерфейса 4:2:2, то с отображением однопиксельной «шахматки» возникают проблемы.
Дело в том, что в режиме 4:2:2 для этих цветов получается половинное горизонтальное разрешение, поэтому соседние по горизонтали пиксели сливаются, причем естественно без учета настройки гаммы монитора. При этом получается «сдвоенный» по горизонтали фиолетовый пиксель 1x2 «половинного» уровня (128,0,128), т.е. сплошной фиолетовый фон.
Нетрудно убедиться, что это совпадает со сплошной заливкой в надписи 4:4:4 , поэтому здесь она полностью сливается с фоном.
В надписи же 4:2:2 соседние по горизонтали пиксели одного тона - красные (255,0,0) в нечетных строках и синие (0,0,255) в четных, поэтому и «суммарный» пиксель 1x2 получается красным в четных строках и синим в нечетных.
Ну, а потом это также «суммируется» глазом, который видит светлую надпись 4:2:2 на ровном несколько более темном фиолетовом фоне.
Естественно могут быть и другие состояния, например если гамма монитора равна единице, то обе-две надписи будут не видны. Но такой монитор однозначно нуждается в настройке.
Какие-то артефакты могут возникать при отклонении настройки резкости, при неточной настройке контраста, ну и так далее.
Но все-таки при отсутствии тех или иных проблем должна четко читаться только надпись 4:4:4 и не читаться 4:2:2 .
В принципе данный тест можно попробовать и при старом-добром аналоговом подключении, но в силу особенностей передачи аналогового сигнала из-за ограниченной полосы наверняка будут возникать те или иные искажения цветов красно-синей «шахматки», и поэтому даже в идеальном случае скорее всего будут видны обе надписи: и 4:4:4 , и 4:2:2 .
Довольно часто бывает, что обе надписи: и 4:4:4 , и 4:2:2 отчетливо видны и при цифровом видеоинтерфейсе. Насколько это нормально, и о чем говорит такой результат?
О том, что в связке компьютер-монитор есть какие-то проблемы, напрямую не связанные с цветовым разрешением видеоинтерфейса.
Например, тестовая картинка в силу тех или иных причин (например, из-за настроек Вашего браузера или вьювера) масштабируется при отображении. Если же ее вывести гарантированно в натуральную величину, пиксель-в-пиксель (при суммарном 100% масштабе), то одна из надписей (4:4:4 или 4:2:2 ) исчезнет, а другая останется. Это очень важное требование при проведении теста, поэтому повторю еще раз:

  • ВАЖНО: Картинку нужно смотреть издали (c расстояния более диагонали), и ОБЯЗАТЕЛЬНО в НАТУРАЛЬНУЮ ВЕЛИЧИНУ, пиксель-в-пиксель (т.е. при суммарном 100% масштабе) , поскольку увеличение или уменьшение картинки от реального размера дает неверный результат теста. Неважно, каким образом Вы этого добьетесь (с помощью браузера, вьювера или каким-то иным путем), важно, чтобы картинка выводилась на экран пиксель-в-пиксель!
Проблемы могут возникать и из-за каких-то особенностей настройки монитора (например, настройки его резкости), и в этом случае тест тоже может не дать однозначного результата.
Ну а в худшем случае могут быть и более глубинные проблемы. Например, видеоинтерфейс честно передает Full HD картинку, соответствующую разрешению монитора телевизора, но сама исходная картинка имеет меньшее разрешение (например, 1280x720), а компьютер ее масштабирует лишь перед самым выводом (этим довольно часто «грешат» популярные сейчас недорогие дешевые Mini-PC.
Но если все же нам удалось добиться того, что результат теста однозначный, но не такой, какой нам хотелось бы увидеть: надпись 4:4:4 неразличима, а 4:2:2 видна во всей своей красе.
Что же делать в этом случае?
Для начала поискать в интернете, способен ли в принципе Ваш телевизор выводить картинку 4:4:4 при компьютерном подключении, если нет, то убиться об стену или смириться, или выбрать другой телевизор (хотя по хорошему эту информацию лучше узнать до покупки), ну а если в принципе может, то курить бамбук мануалы на телевизор и видеокарту (компьютер), искать иголку в стоге сена информацию на форумах (например,

В некоторых случаях нам необходимо проверить монитор на работоспособность в режиме онлайн. Это может быть покупка устройства б/у или выявление причин неисправности. Несколько лет назад для этого необходимо было нести свой монитор в мастерскую, других вариантов не было. Сегодня вы можете самостоятельно протестировать монитор онлайн в браузере. Для этого нужно просто зайти на нужную страницу, выбрать вид проверки и активировать работу сервиса. В этой статье я расскажу о нескольких лучших сайтах, которые способны провести точную диагностику вашего монитора.

Online Monitor Test — проверяем с помощью тестировшика

Сервис Online Monitor Test – это англоязычный онлайн тестировщик монитора, который имеет несколько вариантов проведения проверки.


Каждый из этих вариантов будет использовать один и тот же алгоритм проверки монитора, выбор любой из этих трех способов на конечный результат не влияет. Первым запустится автоматически тест на способность вашего монитора воспроизводить близкие по оттенкам цвета. Мониторы с качественным отображением оттенков способны различать между темными тонами разницу в два процента. Чтобы отобразились другие тесты на этом сервисе, передвиньте курсоры мыши в верхнюю часть экрана. Отобразится меню, где можно протестировать монитор разными способами.


Для тех, кто работает с несколькими мониторами одновременно будет полезен специальный тест «Input Lag Html», который отображает задержку вывода информации на другом мониторе.

Monteon — тестируем дисплей компьютера

При помощи теста Monteon вы можете протестировать не только монитор компьютера, но и мобильное устройство. Для этого вам нужно просто набрать в адресной строке адрес сайта Monteon.ru и запустить онлайн тест монитора. Этот сервис имеет большое преимущество в виде русскоязычного интерфейса. Если вам нужен определенный тест, например, на битые пиксели – просто запустите тест, нажав «Начать». Если необходимо подробное описание каждого теста, нажмите «Узнать больше о тестах».

Главная страница сервиса Monteon

Тесты рекомендуется делать в помещении без солнечного света и с минимум освещения для лучшего восприятия событий на мониторе. Сервис вам предложит , перейдите на наго. Чтобы снизу экрана появилось меню управления тестами, пошевелите мышью. Меню тестов позволяет вам пролистывать ненужные тесты, переворачивать (если это позволяет тест), выключить полноэкранный режим и вернуться в начальный экран. По краям монитора отображены стрелки перехода с одного теста в другой. Вы можете заменить стрелки, используемые мышью на стрелки клавиатуры. Действия их равнозначны. Также для теста рекомендуется отключить все программы, корректирующие работу цветопередачи на дисплея. Ими могут быть драйверы на видеокарту. Зайдите в настройки этой программы и деактивируйте на время проведения теста.

На сервисе Monteon доступны следующие тесты:

  • «Формат 16:9» — специальный тест, проводимый для мониторов с соответствующим соотношением сторон. При запуске этого теста вы должны увидеть все геометрические фигуры, показанные на скриншоте.

    Фигуры должны быть правильной формы, без каких-либо искажений. Если имеются отклонения от нормы, значит у вашего монитора есть проблемы.

  • «Зонная яркость» — отличный тест для проверки общей яркости и четкости монитора. Центральные окружности в этом тесте должны быть идеальными и гадкими. Далее с уменьшением они должны становиться менее гладкими и более четкими. По краям возможны появления окружностей, подобно центральным. Все окружности не должны быть овальными, если это так, значит имеются проблемы с отображением.

  • «Контрастность, яркость» — при проведении этого теста, вы должны видеть раздельные границы фигур. Если имеются слияние цветов в некоторых частях, то это признак неправильной работы монитора. На качественных мониторах прослеживаются равные степени яркости на различных уровнях представленных геометрических фигур и во всех цветах.

    Тестируем контрастность и яркость дисплея

  • «Цветопередача» — этот тест для тестирования настройки основных оттенков и цветов монитора. В современных LCD-мониторах подобных проблем практически не возникает. Тест используется обычно для проверки правильности отображения цвета. Если установлены программы фильтрации цветов, то с помощью их можно проверить передачу цветов монитором.
  • «Битые пиксели» — во многих современных мониторах применяется цветовая модель RGB (Red – красный, Green – зеленый, Blue – синий). Каждая элементарная точка (пиксель) имеет три канала. При смешивании этих трех цветов получаются цвета с одной интенсивностью. В тестах цветопередачи есть одноцветные экраны по шаблону. В них используется только один цветовой канал – каждый цвет по-отдельности.

Описана лишь часть тестов, которые доступны пользователям на данном сервисе. Для ознакомления с полным списком тестов, перейдите на сайт и откройте раздел «Узнать больше о тестах».

Catlair — диагностика монитора в браузере

  • «Шахматка» — каждый пиксель на мониторе заполняется последовательно черным и белым цветом. Таким образом тест показывает фазу и частоту синхронизации. Если монитор исправен и настроен, то не должен показывать никаких горизонтальных или вертикальных полос. Если при запуске этого теста вы наблюдаете небольшое «прыгание» изображения, значит имеются неполадки с монитором.
  • Вы можете визуально оценить некоторые аспекты настроек монитора с помощью специально разработанных обоев с тестовыми шкалами.

    Обои необходимо просматривать в программах (или в условиях) которые не поддерживают работу с системой управления цветом. Например обои можно разместить на рабочем столе операционной системы Windows. Иногда полезно оставить их там на постоянной основе, для того чтобы контролировать загрузку профиля калиброванного монитора в систему (бывает что профили «слетают» и иногда это сложно заметить без помощников).
    Еще очень важный момент — обои должны просматриваться в 100% масштабе, т.к. даже незначительное масштабирование или размытие шкал делает их не пригодными к оценке.
    Также тест не получится нормально использовать на дешевых мониторах и многих ноутбуках из-за простенькой TN-матрицы с малыми углами обзора. Такие экраны будут разбивать изображение на 2 цветные половины.

    Что можно оценить с помощью этих обоев? Не многое: настройки яркости и контрастности а также приводку гаммы. Гамма — это распределение яркостей цветов от «теней» к «светам». Человек воспринимает яркость не линейно и гамма призвана компенсировать эту особенность восприятия человека. Считается что гамма 2,2 это делает максимально близко.
    Точность цветопередачи и температуру белой точки монитора можно проверить только с помощью калибратора. Такая проверка — обязательный этап в процессе калибровки монитора. Точность калибровки и возможности монитора можно проверить проведя тест с промером прибором эталонных цветов. Результат зависит от «сложности» набора эталонных цветов и выдается в условных единицах дельта-E. Чем показатели дельта-Е ниже тем более точно устройство передает эталонный оттенок.

    Итак, вернемся к обоям.
    Для установки их на рабочий стол Windows, в свойствах найдите текущее разрешение на вашем экране. Скачайте необходимый размер обоев из списка приведенного ниже.

    Комментарии:
    1. Эти три столбца нужны для проверки приводки гаммы. Смотреть на них нужно на удалении от экрана. Либо при просмотре размыть («прищурить») зрение так, чтобы изображение стало однородным:

    • Самый левый столбец разделен на две части. Найдите квадрат который максимально сливается по светлоте с правой полосатой шкалой. Цифра в этом квадрате указывает на Вашу текущую гамму.
    • Столбец посередине также разделен на 2 части и обе эти части должны сливаться, если Ваша текущая гамма 2,2.
    • Самый правый столбец разделен на три части но при текущей гамме 2,2, все они смотрятся одинаково нейтрально, без каких-либо цветовых примесей. На многих ЖК-мониторах с матрицей TN, эта шкала будет смотреться в верхней части с оттенками голубого, пурпурного и желтого. А в нижней части отдавать красным, зеленым и синим.

    2. Эти шкалы на различимость деталей в тенях (верхняя) и в светлой области (нижняя). На черном прямоугольнике в центре шкалы должны быть видны три квадрата которые немного светлее. На белом прямоугольнике в нижней шкале ищите три более темных квадрата. Это минимальный порог различимости деталей.

    3. Эти шкалы для тестирования максимального порога различимости деталей..

    4. Верхняя шкала на чистоту серого цвета и плавность градиента. Не допускаются какие либо оттенки на всем протяжении шкалы а также ступенчатый градиент. В нижней шкале все прямоугольники должны различаться и иметь чистый цвет без посторонних примесей.

    Данные обои удобны для новичков в вопросах проверки калибровки монитора т.к. содержат комментарии непосредственно рядом со шкалами. Сами шкалы находятся максимально близко к центру экрана для более удобной проверки на мониторах с матрицей TN.